Блог без имени и адреса.
Красивые рецепты и вкусные фотографии.
Добро пожаловать.

059. Рецензия на «Юленьку»

Юленька триллер Саша Дыхне рецензия кино  — 059. Рецензия на «Юленьку»— Хм… «Юленька» — психологический триллер, отечественный, новый… пойдём?
— Дать убийственную рецензию из 3-х слов?
— Ну…
— Композитор — Аркадий Укупник.

Многие из нас считают, что в России нельзя снять хороший фильм. Нехватка талантливых актеров, отсутствие высокого бюджета и качественной рекламы укрепляют мнение большинства.
Кроме того, это же мнение укрепляют яркие фантики без содержания («Самый лучший фильм» или творчество Михалкова, например).

Сомневаться в этой установившейся точке зрения мы начали в 2007 году, после выхода «Груз 200», где «Балабанов вскрывает гнилое нутро реальности».
А великолепный (да-да, именно с такой патетикой) фильм «Юленька», который «открыл» список фильмов «must watch» 2009-ого года заронил сильное зерно сомнения в беспомощности отечественного кинематографа.

Съемки фильма проходили в Ялте (это стало поводом для шуток, некоторые даже предлагали переименовать фильм в «Детство Юлии Тимошенко»), но на протяжении всего фильма узнать яркие, солнечные пейзажи довольно известного курорта не удается.

Главный герой, Андрей Белов (его играет Марат Башаров), отправляется со своей дочкой Настей (Саша Дыхне) и невестой Лерой (Оксана Лаврентьева) в небольшой пригородный городишко (у Леры астма и она нуждается в чистом, ничем не загрязненном воздухе). Здесь он устраивается в местный интернат для девочек, «заведение повышенных моральных устоев», где получает должность учителя литературы, а по совместительству — звание классного руководителя 5-ого «а». В этом классе и учится девочка по имени Юленька.

Жизнь в новом мире не ладится с первого сентября. Андрей узнает о таинственной гибели Сони, ученицы из его класса. Вскоре ему начинают сниться кошмары. О чем она хочет рассказать, являясь ему во сне? Почему мама умершей девочки винит во всем учителей гимназии? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить главному герою фильма. От правильности полученных ответов теперь зависит его жизнь.

Завязка сюжета строится на измене Андрея с матерью Юленьки (Анна Казючиц). У Юленьки все просто — понравилась, значит женись. А тем, кто с этим не согласен, Юленька объявляет войну.

К сожалению, у фильма есть один значительный минус — недосказанность. В самом начале мы видим директрису, которая зловеще улыбается и бормочет жуткие фразы на немецком… Казалось бы, развивать и развивать эту тему до конца. Но нет, вскоре директриса отойдет на дальний план. А Соня? Девочка, выпрыгнувшая из окна. Зачем она это сделала, так и не объяснили — ограничились лишь намеками.

Несмотря на такие небольшие недочеты, фильм неплохо пугает, но не толпой подвывающих приведений, а своим давлением на психику. Не по годам развитая Юленька цитирует мифы древней Греции и на равных спорит с доктором наук. На протяжение всего фильма мы встречаемся с логикой, которая неприятна нормальному человеку, и причину этого нам говорит сама девочка – «[в зеркале я вижу] взрослую женщину, запертую в теле десятилетнего ребенка…».

Конечно, виноваты во всем этом взрослые, которые научили ребенка читать в полтора года, учителя, которые сдали не по годам развитого ребенка чуть ли не на опыты и, конечно же, мужчины, которые не хотят жениться на ее матери.

Кроме давления на психику мы видим и довольно впечатляющие проявления жестокости (трейлер фильма даже запретили на многих телеканалах). Это и мужчина без позвоночника, и позвоночник без мужчины, и впечатляющая контрастность сцен — только что мы видели радостную белочку, а теперь мы видим трупик радостной белочки.

Очень эффектно выглядит «закольцованность» сюжета — в начале фильма Андрей со своей семьей переплывает через реку, его встречает утопленник, на которого никто не обращает внимания. Образ с паромом очень напоминает похожий сюжет из столь любимых Юленькой мифов — мы так и видим Харона с его лодкой. Позже это сравнение еще будет проводиться. Андрей будет сравниваться с Орфеем, его фамилия будет подставляться в кроссворд, и мы все сильнее будем укрепляться во мнении, что Андрей — это Орфей современного мира, который повторил ошибку своего предшественника и… обернулся.

Огромную роль в этом фильме играет музыка — Укупник вернул себе свою репутацию. Что бы сильнее почувствовать атмосферу фильма, его нужно смотреть в кинотеатре. Только там, в окружении таких же как и ты, можно ощутить на себе все ключевые моменты фильма.

Сам жанр тоже выдержан. Если с появления таких фильмов, как «Пила», «Хостел» и прочих народ укрепился во мнении, что серийные маньяки с бензопилами бывают лишь в одноэтажных американских домиках, то в «Юленьке» с этим заблуждением пришлось распрощаться.

В заключении хочется сказать, что «Юленька» если и не догнала по впечатлениям голливудские фильмы, то хотя бы напомнила миру, что мы все еще что-то можем.

 

p.S

И, да — спасибо Сашке Дыхне. Если бы она в этом фильме не снималась, то я бы его даже не посмотрел, потому что веры в русский кинематограф у меня все-таки нет :D.